Жипопись, графика
Блиновой Юлии Константиновны, 
 Блинова Константина Валентиновича

 

Контакты  (Блинова Юлия Константиновна):

Номер телефона: 8-926-055-3618

Электронная почта:  blinova-yliya@yandex.ru

 

  В этом разделе вы найдёте всевозможный печатный материал на тему искусства.  Тексты в подразделе "Подробнее" под репродукциями:

   
 
увеличить
МЫСЛИ ОБ ИСУССТВЕ

        ВИКТОР  МИХАЙЛОВИЧ  ВАСНЕЦОВ:

        ,,Моё искусство--это свеча, зажжённая перед ликом Божьим,,.

        ,,Мы тогда только внесём свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы свои устремим на развитие своего родного русского искусства, то есть когда с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов--нашей русской природы и человека, нашей настоящей жизни, нашего прошлого... наши грёзы, мечты, нашу веру, и сумеем в своём истинно национальном отразить вечное, не преходящее...,,.

       ,,Красивый пейзаж сводится, в сущности... к интересной взятости предметов при общей гармонии цветов. Конечно, не надо забывать также... что пейзаж внешне красивый может и не заключать в себе мотива, поэзии и, наоборот, не претендующий на первенствующее значение внешней красоты может быть прекрасен внутренней своей стороной. Поэзия скромных уголков русской природы, с большим художественным вкусом переданная в пейзажах И. Левитана,--доказательство тому,,.

       ,,Принцип впечатления в живописи, начавшись во Франции школой импрессионистов, совершенно изменил физиономию искусства, он навсегда определил его дальнейший путь. Огромный плюс современного искусства именно и заключается в том, что художник стал смотреть на природу как на явление света и цвета: нет ничего чёрного, глухого, мутного, мертвенного в природе--все проникнуто светом и цветом. Художник и в безлунной ночи стал находить цвет, и был прав, так как и звёздные лучи имеют цвет,,.

        МИХАИЛ  АЛЕКСАНДРОВИЧ  ВРУБЕЛЬ:

       ,,В искусстве истина в красоте,,.

       ,,Только реализм родит в искусстве глубину и всесторонность,,.

       ,,Будить современников от мелочей повседневности величавыми образами духа,,.

       ,,Чистяков умел зажечь любовь к тайнам искусства самодовлеющего, искусства избранных,,.

       ,,Рисовать--всё время рисуй,,.

       ,,Срисовываешь, а не рисуешь,,.

       ,,Ах, если бы у меня было 500 рублей, я бы всё время работал--это наслаждение,,.

       ,,Что вы пишите--это всё в натуре гораздо лучше и совсем не нужно,,.

       ,,Нарисуйте попробуйте просветы воздуха в ветвях. Как они красивы,,.

       ,,Этюд пером есть произведение,,.

       ,,Надо рисовать десять лет по пяти часов в день--после этого поймёшь, может быть,,.

       ,,Нарисуй три пары женских рук, поднятых вверх и соединённых вместе,--и что, не можешь? Рисовать не умеешь,,.

       ,,Каков художник вздорный--рисовать не умеет,,.

       ,,Хамство, энергия безвкусного глупца испортят страну,,.

       ,,Нарисуй эту коробку спичек--не можешь и не нарисуешь. Ну где тебе нарисовать глаз женщины!,,

       ,,Каждый, кто играет на рояле, думает, что он музыкант--вздор. Каждый, кто пишет картины, думает, что он художник--вздор,,.

       ,,Зачем рисуешь лошадь? Нарисуй хвост--тоже не можешь,,.

       ,,Рисуй целый день, нет, ты рисуй и молчи: когда нарисуешь, тогда говори об искусстве,,.

       ,,Попробуй заполни эту бумагу, да так, чтобы было интересно, чтобы был орнамент форм,,.

       ,,Декоративно всё и только декоративно,,.

       ,,Лучшее искусство--русский фарфор,,.

       ,,Художники--только венецианцы. Художники--египтяне и ассирийцы,,.

       ,,Написать натуру нельзя и не нужно, должно поймать её красоту,,.

       ,,Писать как другой просто глупо. Пишут, как другие, потому что <<мал дых>> и потому что не любят формы--рисунка--природы--неба--бога,,.

       ,,Скверная плодовитость: она забьёт и прекрасное,,.

       ПАВЕЛ  ПЕТРОВИЧ  ЧИСТЯКОВ:

       ,,У вас верно, да скверно (речь идёт о натурализме). Пойдите поучитесь у старых мастеров,,.

       ,,Чувствовать, знать, уметь--полное искусство,,.

       ,,Техника--это язык художника. Развивайте её неустанно до виртуозности. Без неё вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту,,.

       ,,Картина--это разговор художника со зрителем,,.

       ИЛЬЯ  СЕРГЕЕВИЧ  ГЛАЗУНОВ:

        ,,Васнецов--былинный богатырь русской живописи; Врубель--её проникновенный мистик и стилист. А Нестеров, как никто, сумел выразить всю трепетность и чистоту русской православной души,,.

        ,,По мнению Николая Адриановича Прахова, Нестеров сильнее вдохновлялся религиозной жизнью народа, чем событиями священной истории,,.

        МИХАИЛ  ВАСИЛЬЕВИЧ  НЕСТЕРОВ:

        К вышесказанному: ,,При таком малом и неглубоком интересе к этому делу (к росписи) можно превратиться из маленького, но искреннего художника в большого ремесленника, "сих дел мастера",,.

 

        ФЁДОР  АЛЕКСАНДРОВИЧ  ВАСИЛЬЕВ:

        ,,Если написать картину, состоящую из одного... голубого воздуха и гор, без единого облачка, и передать это так, как оно в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества и чистоты природы, будет отложен и покажется во всей своей безобразной наготе. Я верю, что у человечества в далёком, конечно, будущем найдутся такие художники, и тогда не скажут, что картины--роскошь развращённого сибарита,,.

         ВАЛЕНТИН  АЛЕКСАНДРОВИЧ  СЕРОВ:

        ,,Понимаете, да не умеете,,.

        ,,Пишу церковку, лесок, знаешь, а тема-то всё не выходит,,.

        ,,Смотри, как Илья Ефимович Репин пишет широко, а палитра у него, подумай, маленькая,,.

        ,,Люблю лошадей--красивая штука. Попробуй-ка нарисуй, да, знаешь, трудно,,.

        ,,Не знаю, может быть, хорошо, но смотреть только неприятно,,.

        ,,Трудная штука глаза--ведь они разные,,.

        ,,Смотришь на одну сторону, а писать или рисовать нужно другую--тогда верней,,.

        ,,Не люблю я, когда много краски на холсте--неприятно,,.

        ,,Как эти испанцы замечательно головы в холст вставляли; так вот и надо,,.

        ,,Хорошо надо рисовать, чтоб было похоже, а то всё около,,.

        ,,Руки писать трудно,,.

        ,,Хорошо и не хорошо,,.

        ,,Приблизительно,,.

        ,,Всё краски, краски... Ты чёрным напиши хорошо,,.

        ,,Писать можно--рисовать-то трудней,,.

        ,,Работает вол 12 часов, но он не артист,,.

        ,,Художник думает год, а делает в течение дня красоту,,.

        ,,В искусстве красота: искусство красоты--заключительный аккорд произведения,,.

         ИСААК  ИЛЬИЧ  ЛЕВИТАН:

         ,,Природу украшать не надо, но надо почувствовать её суть и освободить от случайностей,,.

         ,,Ищите общее, живопись не протокол, а объяснение природы живописными средствами. Не увлекайтесь мелочами и деталями, ищите общий тон,,.

        ,,Из чего сделаны ваши цветы, что это: бумага, тряпка? Нет, вы почувствуйте, что они живые, что налиты соком и тянутся к свету; надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами,,.

        ,,Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чём сказалась жизнь, гармония цветов. Работа по памяти приучает выделять те подробности, без которых теряется выразительность, а она является главным в искусстве. Если не удалось, наблюдайте ещё раз, пока не добьётесь. Будьте настойчивы, как, например, Серов, не бойтесь<<пота>>,,.

        ,,...Картина, это что такое? Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника, а если этого нет, то это пустое место,,.

        ,,Хороший мотив, есть мотив, есть грусть,,.

        ,,Как не пиши, природа всё же лучше,,.

        ,,Надо живописную правду,,.

        КОНСТАНТИН  АЛЕКСЕЕВИЧ  КОРОВИН:

        ,,Пейзаж не писать без цели, если он только красив, в нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом--это так похоже на музыку,,.

       ,,При составлении цвета (окраски) смотреть, что светлое, что тёмное. Когда цвет не похож и в случае желания сделать его похожим, надо смотреть, насколько он тёмен или светел по отношению к другим цветам в картине,,.

      ,,Цвет в форме--смотреть взаимно, уравнивая один к другому,,.

      ,,Изменяя светлое-тёмное, не надо терять отношений цветов, то есть чем окрашены взаимно,,.

      ,,Писать начинать со светлых мест. Цвета светлые и тёмные должны контрастировать взаимно,,.

      ,,Образность отношений--что резче и что мягче, что молчит и что кричит, взаимно с цветом в форме,,.

      ,,Контрасты парочные. Писать одно с другим,,.

      ,,Форма как характер,,.

      ,,Контраст формы. Как одна форма не похожа на другую,,.

      ,,Рисуя одну сторону, смотреть на другую,,.

      ,,Смотреть на натуру, а к себе меньше,,.

      ,,Переводить глаза, и аккорды цвета в форме брать в красках с натуры до тех пор, пока не будет похоже,,.

      ,,Нужно рисовать на расстоянии,,.

      ,,Нужны картины, которые близки сердцу, на которые отзывается душа,,.

      ,,Нужен свет--больше отрадного, светлого,,.

      ,,Этюды для этюдов писать большая скука, нужно писать этюды для картины, например, воздух в данном освещении поштудировать к картине,,.

      ,,Сама красота зависит (и сила впечатления) от правды в живописи,,.

      ,,Нужно работать тоньше мотив и самую правду брать верней и доконченней цель и задачу. Нужно отходить от себя и быть, глядя на вещь, посторонним,,.

      ,,Нужно быть умно оригинальным--от сердца--в живописи,,.

      ,,Мастерская--это спасение от мира подлости, зла и несправедливости,,.

      ,,Эпоха и обстоятельства, когда талант ещё не проявил своё начало, будут всегда гнать его до тех пор, покуда он не заставит себе верить. Но горе, если он будет беден, он не скоро выйдет признанным. Талант есть только то, что даёт жизнь и радость нравственную,,.

      ,,Нужно не только скопировать натуру, нужно её передать ловко, любя, не долго тратя время, сразу, просто рассказать. Искусство должно быть легко--как Мазини спел, и готово, а не ноя и выпихивая, но должна быть суть, суть передана,,.

       ,,После дождя--свет воздуха. Окраины предметов светлеют, соответственно тона предметов тёмные и тушуются тонами и полутонами; списывать предметы с другими,,.

       ,,Работать надо, не насилуя свои знания--свободнее, радостнее, посвежее, веселее, чувствуя красоту, погорячей, больше шутки, но поскорее, и дать рисунку<<изловчиться к правде>>,,.

       ,,Писать нужно весело, свежо и немного брать и публику в расчёт: кому пишешь,,.

       ,,Новое нужно, новый подход, новую позу,,.

       ,,Никакой кладки вкусной краски быть не должно. Быть должно самое точное сочетание тонов и работа от чувства и увлечение. Невольно должна быть выражена сумма впечатлений и чувствований,,.

       ,,Только искусство делает из человека человека. Неправда, христианство не лишало человека чувства эстетики: Христос велел жить и не закапывать таланта. Мир языческий был полон творчества, при христианстве, может быть, вдвое,,.

       ,,Чувствовать красоту краски, света--вот в чём художество выражается немного, но правдиво, верно брать, наслаждаться свободно; отношения тонов. Тона, тона правдивей и трезвей--они содержание. Надо сюжет искать для тона. Мало того, что составить верный тон, надо его умело нарисовать на холсте, чтобы он верно выражал своё назначение в этюде,,.

       ,,Способ работы перевода глаз от натуры к этюду можно пополнить, именно: работать в этюде и смотреть в него, как в натуру, пополняя при сравнении чего не хватает или что не сделано, что не выражает желаемого,,.

       Для этюда:,,Нужно тон к тону не доводить, брать отдельно тени и цвета, ляпать на холст, не стушёвывая,,.

      

        МИХАИЛ  ИВАНОВИЧ  ЛЕБЕДЕВ:

        ,,Выберите какой-нибудь крупный вид--что-нибудь совершенно русское, какую-нибудь русскую деревню... Дайте хорошую массу тени, меньше свету. И постарайтесь написать пошире... как можно проще, то есть чтобы казалось, что вовсе не писано-- пожалуйста, не щеголяйте ни кистью, ни эффектом. Натура. Если вам придётся писать деревья, то, главное, старайтесь найти общую форму, а об листиках не столько хлопочите,,.

         ИВАН  ИВАНОВИЧ  ШИШКИН:

         ,,Каждый ученик летом должен писать этюды и в них со всех сторон изучать то, что он избрал своей специальностью; кроме того, как зимой, так и летом он должен иметь при себе записную книжку и альбом, чтобы приучиться зачерчивать в ней всё, что остановит на себе его внимание, а не полагаться на свою память и воображение, так как... новейшие впечатления сглаживают и вытесняют предыдущие, и иногда не только этюд, но простой набросок, чертёж восстанавливают в памяти полузабытый мотив. Я считаю этюды и рисунки настолько обязательными для всех учеников, что только болезнь разве может служить оправданием в отсутствии летних работ,,.

        ,,...Пейзаж должен быть не только национальным, но даже местным. Порукой всему сказанному будет мой долголетний опыт и всё моё желание послужить родному пейзажу, и надеюсь, что придёт время, когда вся русская природа, живая и одухотворённая, взглянет с холстов русских художников,,.

        КОНСТАНТИН  ФЁДОРОВИЧ  ЮОН:

        ,,Изображение природы привлекает художника безграничным разнообразием не только красок, но и ритмики. Строение почвы горы и долины, графические узоры различных пород деревьев, цветов и красок, облака и тучи, лазурь небес, синеющие дали манящих горизонтов, причуды архитектуры в городах, а главное, свет, сияющий и мерцающий, вибрации воздуха и пространства и всё подобное дают тот обильный простор живописцу для колористических изысканий и для свободного движения кисти, о котором всегда мечтает художник,,.

        ,,Разнообразие пейзажных форм возникает, кроме более сложных причин, и на почве возможной предпочтительности тех или других задач живописи. Задачи могут касаться передачи настроения природы или декоративно-пластического её содержания. Старым живописным школам последнее было более свойственно; для новейших же школ типично решение чисто живописных проблем пейзажа,,.

          "Искусство не подделывает и не заменяет реальный мир, а объясняет его, расширяет и продолжает."

         ВАСИЛИЙ  НИКОЛАЕВИЧ  БАКШЕЕВ:

         ,,...Наши молодые мастера, работая над пейзажем, обнаруживают часто досадную поверхностность. Например, первые планы картин рисуются крайне небрежно. В картинах не чувствуется шелеста и аромата трав, не чувствуется всего того, что волнует нас в произведениях великих пейзажистов Поленова, Саврасова, Левитана. Правдивое, одухотворённое изображение природы, преклонение перед ней--вот что свойственно нашим учителям. До сих пор многие наши молодые пейзажисты ограничиваются почти исключительно этюдами. Нет картин природы, проникнутых единой мыслью, единым мотивом. Нужно создавать пейзажи-картины. Им должны предшествовать многочисленные этюды, наброски, зарисовки, эскизы... Надо почувствовать неповторимую прелесть, первозданность сочетания всех элементов красок, звуков, светотени, суметь разглядеть особые<<выражения>>каждого куска живой природы!... Художник-пейзажист должен обладать очень сильной зрительной памятью. Как музыкант может прийти на эстраду и наизусть сыграть разученную пьесу, так и художник должен уметь подсмотреть в природе всё типичное, неповторимое и, вернувшись в мастерскую, запечатлеть это на память,,.

         КОНСТАНТИН  ФЁДОРОВИЧ  БОГАЕВСКИЙ:

        ,,Чтобы передать наиболее ярко и убедительно... пережитый момент, художник должен, приступая к композиции, призвать на помощь своё воображение, вспомнить всё виденное, всё удачно им схваченное и зафиксированное в этюдах с натуры. Он должен найти те формы, те линии, ту светотень и свет, которые дали бы возможность наиболее ярко и полно разрешить поставленную задачу; наконец, найти полную гармонию всего, чтобы у зрителя не появилось желания что-либо изменить, убавить или прибавить к тому, что сказано художником. <<Да, это сама природа, сама натура!>>--должен воскликнуть зритель. Однако в композиции не всегда правда, не всегда натура, какую мы видим, когда пристально всматриваемся в природу, замечая чуть ли не каждый листок на дереве или каждую трещинку в скале. В работе над картиной художник часто принужден прибавлять и убавлять то, что ему кажется необходимым для наиболее яркого выявления образа. Его неотъемлемое право--упрощать, передвигать, переставлять формы, изменять цвет, чтобы получить в картине гармонию всех частей. Художник не фотограф действительности, а творец образов и истолкователь природы,,.

        АННА  СЕМЁНОВНА  ГОЛУБКИНА:

        ,,Может быть, тут уместно сказать о зрении скульптора. Оно состоит в том, что человек определяет глубину впадин и вышину выпуклостей и, почти не справляясь с профилем, глазом прощупывает формы. Такой взгляд сознательно должен развить себе каждый скульптор. Привычка к рисунку и картинам делает то, что начинающие долго сбиваются на работу на плоскости. Рано или поздно глаз всё-таки привыкает мерить глубину и выпуклости и разбираться в игре поверхностей; но это, если не обратить внимания, будет очень не скоро и тупо... Надо осознать и углубить в себе это чувство поверхности. Барельеф отчасти напоминает рисунок: вы как будто рисуете глиной, и главная задача при работе барельефа--везде выдержать один и тот же размер сокращений и перспективу. Без этого получится простая сплющенность, иногда такая странная, что если барельефную фигуру восстановить, как круглую, то голова окажется шире плеч, а ширина носа больше рта, хороший барельеф требует очень выразительной лепки и строго выдержанной градации сокращений, то есть вы берёте каждое место натуры как раз настолько выше на барельефе, насколько оно к вам ближе, и, наоборот, всё, что от вас дальше, делаете ниже,,.

        ВИТОЛЬД  КАЭТАНОВИЧ  БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ:

        ,,В основе таланта пейзажиста всегда лежит искренняя любовь к природе. Понять, почувствовать природу, суметь подслушать её говор не всем дано. Всю жизнь я много работал, учился, наблюдал и прислушивался к молчанию и говору природы. И сейчас в своём одиночестве я всегда наблюдаю её вечно изменчивую жизнь. Природа будит в человеке различные по своему характеру чувства и переживания. Различные состояния в жизни её по-различному отзываются в душе. Следует сказать, что не всем художникам дано на основе написанных этюдов создать пейзаж-картину, якобы уже обозначенную написанными для неё несколькими этюдами. Сколько раз в жизни видел я, как картины оказывались слабее этюда, разбавленнее. Лишь тогда, когда художник постигал сущность увиденного и ставил своей задачей передать своё впечатление, когда налицо был дар памяти виденного мотива, красок и тонов--возникал образ природы, возникала пейзажная картина, и в этом случае картина оправдывала своё назначение. Поэтому я часто думаю, что всё дело в умении научить смотреть, в умении видеть, в частности, цвет в природе, в умении извлечь из материала природы эмоциональную действительность цвета,,.

 

        ИЛЬЯ  СЕРГЕЕВИЧ  ГЛАЗУНОВ:

        ,,Мне было свойственно ещё со средней художественной школы во время практики ставить себе самому задачи: в этюде пейзажа видеть законченную работу; прося позировать старушек и крестьянских детей, стараться передать не только сходство, но прежде всего пленэр, где царят законы рефлекса,,.

        ,,Справедливо утверждают, что каждый человек, и тем более художник, развивается и растёт подражая кому-то, следуя свободно избранному идеалу. Работая от зари до зари в левитанском Плёсе, я трудился над пейзажами, словно видя перед собой картины Левитана (это только про годы учения),,.

        ,,Мне прискорбно отметить, что ныне студенты художественных вузов в большинстве своём работают словно из-под палки, привозя к осени считанное колличество этюдов. Ни у кого, с кем учился я, не было такой творческой вялости и безответственности в борьбе за мастерство будущего художника. Но разумеется, было, есть и будет<<много званных и мало избранных>>. Я убеждён, что для каждого молодого художника необходимо трудолюбие и воля в преодолении жизненных и профессиональных трудностей,,.

         ,,Меня давно удивляет, что работники музеев и выставочных залов--и у нас в стране, и за рубежом,--искренне стараясь помочь мне, но словно сговорившись, с постоянным упорством расставляют картины, чем-то похожие одна на другую , рядом, у одной стены. Все женские портреты--к женским, мужские--к мужским, детские--к детским. В другом зале--только пейзажи, опять же облака--к облакам, ночь--к ночи, зиму--к зиме. Такая вот сортировка по сходству формы--как разводка подразделений разных родов войск перед парадом. С моей точки зрения, такой метод заведомо обрекает выставочный показ работ художника на монотонность и уныние, на постепенное угасание зрительского интереса. Я всю жизнь придерживаюсь мнения, что создание выставочной экспозиции, столь же творческое дело, как и создание самих картин, цель которого--усилить их эмоционально-психологическое воздействие на душу зрителя. Причём дело это глубоко личностное, равно как и подбор художником рам к своим произведениям. Золотая рама, например, подбирается вовсе не для демонстрации<<шика и блеска>>, не для усиления эффекта праздничности и<<богатства>>. Дело в том, что золото рамы не попадает ни в один цвет на картине и потому яснее и чётче выделяет её из окружающей среды. Между тем сколько раз приходилось мне видеть, как художники красят раму в цвет, попадающий в гамму самой картины, не понимая, что тем самым нарушается принцип воздействия не только цветовой гаммы картины, но и заложенного в ней смысла, творчески воплощённого на холсте. Как надетое на женщину<<не то>>платье может<<убить>>образ её красоты, как и неумело подобранная рама может<<убить>>восприятие картины,,.

       ,,Музыкальное искусство вырождается под влиянием щоу-бизнеса, а живопись на наших глазах стремительно превращается в модный шоу-арт. Повторяю, главное в живописи цветовая гамма--колорит, а в музыке--мелодия,,.

       ,,Каждый великий художник--новатор. Именно он по-новому, как никто до него, выражает красоту и таинство Божьего мира, его великую гармонию, своё понимание добра и зла. Подлинное новаторство невозможно без традиции--она как нить Ариадны, не даёт творцу заблудиться в лабиринте меняющегося, многоликого, искалеченного мира. По-новому пережитые и воплощённые традиции--это и есть новаторство,,.

        ,,Итак, основа экспозиции--контраст воздействия картин, а вовсе не внешнее, формально сближенное сходство. Экспозиция сродни музыкальным аккордам и интонациям разговорной речи, она должна волновать чувства зрителя, а не навевать на него уныние и неизбежную скуку. Она должна быть едина и целостна в своём многообразии, раскрывая зрителю во всей своей разноликой полноте творческие замыслы художника. Словом, организация экспозиции во многом сродни действиям полководца, определяющего место и роль каждого полка в предстоящем сражении за душу зрителя,,.

        ,,Для меня, как и для каждого человека искусства, наивысшая радость--ощутить, что твоё сокровенное, выстраданное, продиктованное внутренним голосом совести произведение становится важным, близким и нужным для миллионов людей, объединяет, а не разъединяет их. В одиночестве, в тиши мастерской художник, выражая себя, пытается осмыслить и выразить в образах вековечную борьбу Добра и Зла, где поле битвы--сердце человека, расстановку их сил в мире. Но высшим критерием и судьёй его работы всегда было и будет признание народа. Никогда нас не убедят, что пустующие выставочные или концертные залы могут быть свидетельством<<триумфа>>творца,<<опередившего время>>и не доросшую до него толпу. Я утверждаю: для портрета интересен каждый человек. И каждый зритель понимает искусство, разумеется, по-своему, находя или не находя в нём отзвук своих сокровенных дум, размышлений или сомнений. Каждый--кроме тех врагов художника, кто не приемлет его творчество изначально по идеологическим причинам или мнимо-элитарной зашоренности своих вкусов и вкусиков,,.

       ,,Во все времена подлинный художник был выразителем национального и религиозного самосознания своего народа, и всегда народ отвечал ему пониманием, сочувствием и всеобщей любовью. Такой творец становится символом нации--как Пушкин для всех нас, как Шекспир--для англичан или Данте--для итальянцев, как Шевченко--для украинцев. И кто осмелится назвать его явлением<<массовой культуры>>или<<творцом китча>>? И в XXI веке продолжается глобальная девальвация и вытеснение подлинных ценностей русской и мировой культуры--во имя <<нового мирового порядка>>, где царствуют нажива, бездуховность, вседозволенность и низменные инстинкты...,,

     

          МИХАИЛ  АЛЕКСАНДРОВИЧ  ВРУБЕЛЬ:

         "Искусство, искус,искушение...Выполняя роль магического кристалла, искусство может привести и в рай, и в ад, в зависимости от личных устремлений человека. Личность, таким образом, становится краеугольным камнем, замыкающим на себе не только исторические, но и космические процессы."

          ФЁДОР  МИХАЙЛОВИЧ  ДОСТОЕВСКИЙ:

           "Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскании этого идеала,- рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью."

          МАКСИМИЛИАН  АЛЕКСАНДРОВИЧ  ВОЛОШИН:

          "Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытных тайниках его души."

          АЛЕКСЕЙ  ГАВРИЛОВИЧ  ВЕНЕЦИАНОВ:

          "Искусство рисования и самая живопись суть не что иное, как орудия, содействующие литературе и, следовательно, просвещению народа."

        

           АЛЕКСАНДР  АНДРЕЕВИЧ  ИВАНОВ:

           "Между всеми искусствами, кои природа определила в удел роду человеческому, живопись есть самое приятное и служит для полезного увеселения очам и разуму."

        

           ВЛАДИМИР  ФЁДОРОВИЧ  СТОЖАРОВ:

            "Хочется передать очарование, таящееся в природе, помочь людям почувствовать его. В наш тревожный век это так необходимо. Мне кажется, что любовь к земной красоте не позволит человеку разрушить, убить её, научит защищать."

             "Я верю в символику цвета. Она содержит неисчерпаемые возможности эмоционального воздействия на зрителя. Ею широко пользовались древние мастера. Сколько выразительной силы содержит в себе, например, синий или ярко-голубой светоносный цвет неба. Он и сейчас, как в древности, ассоциируется у нас с чистотой, надеждой или бесконечностью. Хочется через цвет передать зрителю свои ощущения."

               ИЛЬЯ  ЕФИМОВИЧ  РЕПИН:

               "Идите своим собственным путём, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафарета. Учитесь у больших мастеров, постигайте суть их искусства, но не заимствуйте их внешнюю манеру."

              ЛЕВ  НИКОЛАЕВИЧ  ТОЛСТОЙ:

              "Великие предметы искусства потому и велики, что они доступны всем. Главное свойство во всяком искусстве - чувство меры. Искусство есть одно из средств единения людей."

              МАРК  МАТВЕЕВИЧ  АНТОКОЛЬСКИЙ:

              "Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее - то, что каждый бы сказал, но не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, кто стремится вперёд, к свету, хочет быть лучше, совершеннее. Таков истинный смысл искусства."